Версия 
для людей с
ограниченными
возможностями

МБДОУ ЦРР – детский сад №1 «Чайка»

Консультация для воспитателей:

О педагогическом такте.

Педагогический такт – одно из средств формирования личности. В работе с детьми этот вопрос приобретает особую актуальность.

Педагогический такт – важнейшая профессиональная черта воспитателя. Порой взрослые бывают нетактичны по отношению к детям, чем наносят вред их воспитанию. Причиной отсутствия педагогического такта у некоторых работников детских учреждений является низкая педагогическая подготовка, незнание психики детей. Такие воспитатели не могут правильно оценить последствия применяемого ими приема.

Пример: детям ст.гр. сказали, чтобы родители купили белые носки для выступления на празднике. Проверяя выполнено ли ее распоряжение, воспитательница встретила Иру вопросом: «Ты принесла носки?»  - Нет

- Тогда мы тебя не возьмем на праздник» . Воспитательницу поддержала няня: «Твоя мама, Ира, не могла купить тебе носки за 30 рублей!»

Воспитатель не остановила няню и вообще махнула рукой в сторону девочки, подчеркивая что та забыла сказанное и весело играет с детьми. Вечером, когда за Ирой пришла мама, девочка, обычно ласковая, выбежала навстречу ей из групповой комнаты, грубо толкнула ее и сказала «Пожалела купить носки мне за 30 рублей?»

Результат бестактности взрослых не замедлил сказаться на поведении детей.

Бестактность педагога может быть постоянной чертой, а может быть временной, вызванной раздражением.

Бестактными бывают воспитатели, которые любят детей и свою работу, но не умеют владеть своим настроением, не способны к самообладанию. Частая смена их настроения ведет к необдуманному выбору мер воздействия на детей, резкому переходу от близости к неожиданному отчуждению. У таких воспитателей нет определенной линии поведения. Все зависит от настроения. Ясно, как дезорганизует детей и отрицательно на них сказывается это.

«Воспитатель сам должен быть воспитан»  К.Маркс

Это известное изречение Маркса подчеркивает огромную ответственность педагога перед самим собой.

Он всегда эталон для детей, всегда образец для подражания. К нему, как ни к кому другому имеет отношение высказывание А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо и одежда, и душа и мысли».

Воспитывать собственной воспитанностью! Вот девиз требовательного к себе педагога.

Определить, как воспитателю поступать во всех конкретных случаях, невозможно: ведь характеры детей, с которыми приходиться работать, различны. Педагогический такт зависит от личности педагога. Истинный такт может проявлять только всесторонне подготовленный воспитатель.

Воспитатель обязан в любом случае владеть собой, быть достаточно сдержанным и всегда помнить, что главное для него в любой ситуации – это дети, их самочувствие, восприятие, воспитание.

День ребенка в детсаду наполнен разнообразными делами и заботами, интересными и веселыми затеями, занятиями и посильным трудом, на смену будням приходят праздники. Утром детей встречает воспитатель с приветливой улыбкой, а тех, кто болезненно переносит расставания с мамой, постарается отвлечь интересной игрушкой. Сегодня в руках у воспитателя веселый Буратино, а завтра – мохнатый медвежонок. Игрушки здороваются с малышами, рассказывают им смешные истории. Одного они расспрашивают о его нехитрых, но значительных делах, обращают внимание на красивое платье другого.

Найти ключ к сердцу каждого ребенка! Это всегда не просто, ведь ребенок – неповторимая индивидуальность.

Вы – педагоги. Как вы организуете жизнь детей, чтобы каждый день приносил им радость. Детям нужен воспитатель, который «все знает, все умеет, все объяснит и поможет, покажет. Играет с ними «взаправду, а не понарошку». В такого воспитателя дети верят, любят его. В разговорах и спорах дети, то и дело ссылаются на авторитет этого воспитателя: «А Вера Петровна сказала…»

Воспитатель, уважающий себя, свою профессию, непременно уважает и своих воспитанников, видит в каждом из них человека и потому ищет в подходе к ним самые гуманные способы, обращения.

Такой педагог всегда старается смотреть на себя и свои действия как бы со стороны, глазами другого человека – очень  требовательного и критически мыслящего.

Относись к каждому воспитаннику так, как бы хотел ты чтобы относились к твоему ребенку – вот главная заповедь, которой руководствуется педагог в своей деятельности.

Такой педагог умеет контролировать каждое свое слово, жест, поступок. Ведь от того, как он выглядит в глазах детей, зависит очень многое: станут ли они верить в него, в его авторитет, будут ли податливы педагогическим влияниям, возникнет ли в них стремление быть похожими на своего наставника, желание стать лучше. Вот поэтому и появляются любимые и нелюбимые воспитатели.

Знание педагога обязывает ко многому. Без постоянного роста, творческого вдохновения, любви к детям, нет педагога.

«Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце. Он должен быть для ребенка таким же дорогим и родным человеком как мать».    В.А.Сухомлинский.

Если воспитатель умеет видеть себя глазами детей, то многие «секреты» педагогики раскрываются перед ним, так как он понимает детскую душу.

Обычные будни д/сада таят в себе великое множество ситуаций, которые он использует в воспитательных целях. И важно как воспитатель поведет себя в них.

Важное качество воспитателя – любовь к детям и знание их индивидуальных особенностей.