Версия 
для людей с
ограниченными
возможностями

О питании

 

 

 

Материал к семинару: "Конвенция о правах ребенка".

 

Защита прав и достоинства маленького ребенка

 в системе работы с детьми в ДОУ

Начиная работу с детьми по знакомству с Конвенцией необходимо выделить ряд проблем:

  1. Какие статьи, какие права могут и должны быть реализованы в дошкольном учреждении;
  2. как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;
  3. через какие формы работы с детьми (уже знакомые и нетрадиционные) целесообразнее проводить данную деятельность.
     

Необходимо выделить из Конвенции ряд статей, которые были бы понятны и доступны детям – ст.2-21, 23-25, 28,29, 31,32, 37, 38, 39, 42,44

Эти статьи условно можно объединить в несколько блоков:

  1. право на охрану и укрепление здоровья (ст.3,6,24);
  2. право на образование (ст.17,28,29,32);
  3. право ребенка участвовать в играх, развлечениях (ст.31);
  4. право на сохранение своей индивидуальности (ст.2,5,6,7,12-16,19,20,31,32,37.38).

 

Право на охрану и укрепление здоровья.

Цель: помочь детям сформировать осознание важности заботы о своем организме, умение вести здоровый образ жизни.

Поставленная перед нами цель должна осуществляться в трех направлениях:

  • подача информационного материала детям;
  • практическое участие детей в специально организованных ситуациях;
  • наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в практику.

Трансляция информационного материала осуществляется через различные виды деятельности: познавательные занятия и серию познавательных мероприятий. Например: «Мой организм», «Здоровье –это бесценный подарок», «Что такое режим дня?» и т.п.

Дальнейшее закрепление происходит в процессе практического участия детей:

  • в физкультурных занятиях;
  • в серии ежедневных физкультурно-оздоровительных мероприятий (гигиеническая разминка, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, точечный массаж, пальчиковые игры);
  • через культурно-гигиенические мероприятия;
  • в предлагаемых проблемных ситуациях;
  • в моделирование;
  • в творческих рассказах детей и т.п.

 

Право на образование

Цель: содействовать становлению ребенка как личности, развитию активности детей в процессе организации их учебной деятельности. Обеспечить воспитание ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, Родине. Помочь обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность.

Содержание некоторых статей Конвенции находит полное отражение в темах занятий:

  • Моя семья
  • Самые любимые
  • История моего города
  • Родина, любовь, Отечество
  • Удивительное место на Земле
  • И т.п.

В некоторые темы занятий можно внести информационный материал из Конвенции в качестве составляющей любой его части.

Содержание статей Конвенции можно трансформировать через разные виды деятельности с детьми.

Например. Знакомя детей с содержанием ст.7, в кот. говорится, что каждый ребенок имеет право на имя, можно провести с детьми беседу «Мое имя», затем закрепить полученную правовую информацию

1. В игровой деятельности:

Словесные дидактические игры: «Обратись по имени», «Назови меня ласково», «Радио», «испорченный телефон» и т.п.

Хороводные игры: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «угадай по голосу и произнеси имя тихо (громко), нараспев, по слогам».

Настольные игры: «Лото имен», «Составь имя»

Подвижные игры: «Прятки», «Али-Баба», «Я знаю много имен девочек...»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Школа», «Детский сад»

2. В художественно-продуктивной деятельности:

 Лепка из глины медальона с начальной буквой своего имени, рисование именных значков и т.п.

3. В театрализованной деятельности: путешествие в страну имен-тезок «Утро радостных встреч», и др.

4. В развлечениях: праздник одинаковых имен, дни рождения.

Раскрытию содержания статей Конвенции во многом помогает художественная литература. Анализ произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение.

Чтобы данный вид деятельности был более целенаправленным и служил дополнением к познавательному материалу для детей, необходимо сделать подборку художественных произведений как для чтения на занятиях, так и для свободного чтения и составить каталог худ.литературы.

 

Примерная подборка худ.произведений:

1)   Е.С.Шабельник «Ваши права», «Права ребенка», «Права на всякий случай»

2)   А.С.Усачев «Приключения маленького человечка»,

3)   Г.Остер «Нарушение правил приличия, вежливости, этикета», «Правило -нарушение»,

4)   Л.Васильева, Гангнус «Азбука вежливости» и др.

 

Право ребенка на игру.

Цель: совершенствовать все виды игр с учетом возраста детей, помочь детям овладеть необходимыми умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизаций.

Мы понимаем, что игра- это неотъемлемое право ребенка. Но с грустью должны констатировать, что в настоящее время у наших детей (особенно в старшем дошкольном возрасте) не остается свободного времени в режиме дня на игровую деятельность (перечислить ряд причин).

Наблюдения последних лет показывают, что сюжеты самостоятельно выбранных детьми игр стали носить агрессивную направленность, отражать негативные моменты нашей действительности.

Падение нравственной культуры нашего общества быстро находит отражение в дет.играх. Появились игры- боевики, игры- ужасы, игры с сексуальными мотивами. В большей степени переносу этого негатива способствует телевидение, просмотр видеофильмов.

Такая картина игровой деятельности волнует и настораживает.

Необходимо наметить на ближайшую перспективу мероприятия, которые позволять улучшить положение дел:

  • Высвободить в режиме дня время для игры
  • Выделить игровую деятельность как ведущую задачу в работе ДОУ
  • Обучить родителей стратегии игрового взаимодействия с детьми в семье

Реализация прав детей на развлечение, досуг и отдых (ст.31)

Предусмотрена целая система развлекательных и досуговых мероприятий, например: «Новоселье», «литературный праздник», традиционные праздники в д/с, познавательные праздники «Дары леса», комплексные музыкальные беседы о композиторах: их творчество, детство, увлечения.